Литвек - электронная библиотека >> Алексей К Смирнов (синоним для Алексей Константинович Смирнов) >> История России и СССР и др. >> Рассказы затонувших кораблей >> страница 5
называют Апьфор („Беспощадный“), путешественники вытаскивали корабль на берег под присмотром часовых. Остальные члены команды выгружали на берег свои пожитки и вели закованных в цепи рабов в обход порогов: это расстояние составляло шесть миль. После чего перетаскивали лодки — иногда волоком, иногда на плечах». Неудивительно, что викинги, намучившись на подобных переправах, придумали для бога Одина (по другим версиям — Фрея) мифический корабль «Скидбладнер», который в случае необходимости можно было свернуть подобно скатерти!

Рассказы затонувших кораблей. Иллюстрация № 8
Таким увидел Константинополь шведский художник почти семьсот лет спустя после походов своих предков-викингов. Рисунок Корнелиуса Лууса (XVIII в.).

Но даже реальные корабли викингов поражали воображение современников своей мобильностью и проходимостью. Чего стоит только предание о походе 907 года. Киевский князь Олег, в войске которого были и выходцы из Скандинавии, пошел на Византию на двухстах кораблях! Греки перегородили Босфор цепью, и тогда участники похода поставили свои корабли на колеса и под парусами по степи подошли к стенам Константинополя. Хотя историки полагают, что в основе мифа лежит умение русов передвигать свои корабли на большие расстояния с помощью подложенных под них бревен, версию настоящих колес также не стоит исключать. Достаточно взглянуть на единственную известную нам повозку викингов, найденную в кургане вместе с «Осебергским кораблем». Деревянный короб повозки по форме очень напоминает корпус корабля, и если, сняв короб, положить на основу повозки десятиметровый корабль, его вполне можно передвигать посуху.

И вот на этих уникальных кораблях, построенных с такой любовью и знанием дела, жители почти неизвестной ранее Скандинавии непрошеными гостями ворвались в мировую историю.


Походы викингов на Запад

Страшных пришельцев, рыскавших в поисках добычи по всему миру, викингами никто не звал. Франки именовали их «норманнами» — «людьми севера» — в Англии их знали как «данов», выходцев из Дании, византийцы называли их «русами» — от финского наименования предков шведов, живших в районе Рослагена, «руотси». Славянские племена на территории нынешней России окрестили скандинавов варягами, от «väringar» — «приносящие клятву верности». Варяги часто поступали на военную службу к славянским князьям и византийским императорам и при этом клялись в личной верности своим работодателям.

Общее наименование «викинги» для всех искателей приключений и воинов в Скандинавии получило распространение в эпоху шведского романтизма в XIX веке, хотя само слово существовало давно. Исследователи расходятся во мнении, откуда пошло слово «викинг», возникшее еще в 600-х годах, но его содержание означало «грабитель, пират». В исландских сагах много раз встречается выражение «vara і viking» — «быть в викингах», то есть находиться вдали, отсутствовать, отправившись в поход.

Со времени нападения скандинавских пришельцев на аббатство в Линдисфарне в 793 году их набеги на Европу не прекращались, повторяясь на протяжении почти трехсот лет. Даны, среди которых были и жители нынешних юго-западных областей Швеции, совершали набеги на северную Германию и «землю фризов» — северную Голландию, грабили портовые города Валланда, как они называли Францию, терроризировали Англию и Ирландию. В рейдах на Британские острова с данами соревновались викинги из Норвегии.

В церквях и монастырях Франции долгие годы читали молитву «Боже, спаси нас от ярости норманнов». Однако лучше любых летописей о частоте набегов с севера свидетельствует короткое стихотворение, оставленное на полях церковной книги ирландским монахом:

«О, как бушует ветер,
как волнуется море!
Сегодня нет места страху,
орды викингов не нападут».
Европа должна сама винить себя в том, что стала легкой добычей для морских разбойников из Скандинавии.

После смерти Карла Великого в 814 году и распада его империи отлаженная некогда система береговой обороны пришла в упадок. Внуки императора были больше озабочены борьбой за передел наследства, чем защитой от морских атак викингов. Конфликты раздирали не только бывшую франкскую империю, но и другие части Европы. Десятки городов по всему европейскому побережью — от Гамбурга на севере до Лиссабона и Севильи на юге — стали объектами планомерного разграбления. Европейские города, стремясь спастись от разорения, платили пришельцам огромные выкупы. Известно, к примеру, что датский вождь Рагнер, пришедший на 120 кораблях к Парижу в 845 году, получил от императора западных франков Карла Лысого выкуп в размере семи тысяч фунтов серебра. Рагнер, захватив на память перекладину от городских ворот Парижа, покинул город с богатой добычей. Этот выкуп стал первым из так называемых «данегельдов» — «датских денег», которые европейские феодалы были вынуждены платить скандинавским разбойникам.

Пиком господства норманнов в континентальной Европе стала формальная передача им во владение территории, расположенной в нижнем течении Сены и названной Нормандией. Предводитель норманнов Грольф-Ходок получил Нормандию в 911 году от короля Карла Простака в обмен на вассальную присягу и переход в христианство. Пришельцы из-за моря постепенно становились своими.

Подобная трансформация иностранных налетчиков в постоянных жителей происходила и на Британских островах, где выходцы из Дании со временем образовали свои королевства и перешли в христианство. О том, какую цену жители Британских островов заплатили за превращение скандинавских разбойников в более-менее мирных соседей и христиан, говорит то обстоятельство, что большая часть ирландских драгоценностей и предметов церковного обихода IX–X веков найдена за пределами Ирландии — в Скандинавии. А на Готланде обнаружено более 30 тысяч английских монет, относящихся к тому же периоду, — больше, чем в самой Англии.

Рассказы затонувших кораблей. Иллюстрация № 9
Изображение на руническом камне из лена Эстергётланд отражает суть жизни викингов. Там запечатлены воины и корабль.

Викинги исчезли с европейской сцены так же внезапно, как и появились. Одна из главных причин этого — укрепление европейских государств. Ответом на набеги скандинавской «морской пехоты» стало появление тяжелой рыцарской конницы. Кроме того, в устьях рек и в уязвимых местах побережья стали строить башни и крепости, европейские государи обзавелись
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс Холлис - Под тенью Сатурна - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Александрович Алмазов - Атаман Ермак со товарищи - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс С. А. Кори - Пробуждение Левиафана - читать в ЛитвекБестселлер - Мэрфи Джон Дж - Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика - читать в Литвек