ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс Холлис - Под тенью Сатурна - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Александрович Алмазов - Атаман Ермак со товарищи - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс С. А. Кори - Пробуждение Левиафана - читать в ЛитвекБестселлер - Мэрфи Джон Дж - Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика - читать в ЛитвекБестселлер - Александра Черчень - Счастливый брак по-драконьи. Поймать пламя - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Василий Васильевич Крючков >> Путешествия и география и др. >> Север — природа и человек >> страница 2
населенные пункты вблизи рудников, где добывается апатит, оказались в лавиноопасных местах; леса Лапландского заповедника страдают от запыления промышленными предприятиями Мончегорска, хотя при несколько ином расположении предприятий и заповедных лесов этого могло бы не произойти; в Воркуте и прилегающих поселках многие здания, построенные в 40-х годах, приходится непрерывно ремонтировать из-за оседания фундаментов и стен вследствие протаивания мерзлых грунтов. Некоторые поселки, построенные на «вечной» мерзлоте, пришлось забросить из-за того, что в них началось сильное протаивание подземных льдов, образование просадок, провалов. Железная дорога от Салехарда на восток, строительство которой прекращено в 1953 г., полностью разрушена [16, 17]. Полотно ее во многих местах ушло под воду вновь возникших термокарстовых озер, где-то вспучилось или оплыло. Возле индустриальных центров Севера резко изменились природные комплексы: возросло количество озер термокарстового происхождения; появились термокарстово-эрозионные овраги, которых раньше на Севере не было и образования которых никто не ожидал; уничтожена древесно-кустарниковая растительность, выбиты промысловые животные, окрестности городов завалены фекалиями, которые разлагаются здесь очень медленно.

Былая слабая экологическая изученность Севера может быть проиллюстрирована следующим фактом. В 1946 г. была опубликована книга академика А. А. Григорьева (1883–1968) «Субарктика», в которой он обобщил материал визуальных наблюдений природы Севера до промышленного освоения. В этой книге он писал, что вечная мерзлота консервирует рельеф и препятствует его эрозионному расчленению, возникновению оврагов[1]. Книга «Субарктика» без изменений в этой части была переиздана в избранных трудах А. А. Григорьева в 1970 г. [8]. Такого же мнения о законсервированности ландшафтов Севера придерживались гидрологи, в частности А. А. Соколов [27] в своей монографии «Гидрография СССР». Поэтому многие работники-практики, осваивая Крайний Север, до недавнего времени считали ландшафты Севера устойчивыми, не поддающимися разрушениям. Но последние годы интенсивного промышленного освоения Севера показали, что именно вечномерзлые грунты с подземными льдами являются наиболее неустойчивым и легко уязвимым компонентом природных систем [38].

В настоящее время — в период интенсивного изучения Севера, большая часть указанных недостатков преодолена: в Мурманской области работает противолавинная служба, накопившая огромный опыт в предсказании схода лавин и борьбе с ними. Здания и дороги на «вечной мерзлоте» сооружаются так, что они не разрушаются (о чем будет сказано в последующих главах). На комбинате «Североникель» (г. Мончегорск) построены первые очереди сернокислотных цехов, выпускающие серную кислоту. Сырьем для этих цехов является сернистый ангидрид, выбрасываемый ранее в трубы.

В 70-е годы в институтах системы АН СССР, расположенных на Севере, стали создаваться лаборатории охраны природы. Вот уже несколько лет природоохранные мероприятия планируются наравне с освоением природных ресурсов. Охрана природы в СССР в соответствии с новой Конституцией возведена в ранг основного закона.

Север, занимая половину территории страны, является единым природно-экономическим регионом. Многие вопросы — освоения, охраны природы и другие — должны решаться здесь в едином ключе.

Существуют две концепции по освоению Севера. Одна из них сводится к тому, чтобы взять ресурсы экспедиционным или вахтенным способом, без постоянного заселения. Другая исходит из необходимости постоянного освоения и заселения.

От исходной концепции освоения зависит очень многое, в том числе и вопросы охраны природы Севера. Одно дело — использовал ресурсы и ушел, оставив после себя карьеры, заболоченные пустоши на месте тайги. Другое дело — постоянное заселение, когда в карьерах создаются богатые рыбой пруды (до 10–20 кг/га); на терриконах высаживаются деревья и кустарники или же порода терриконов используется на отсыпку дорог; на месте вырубленной тайги выращивают новые леса.

Можно привести и другие примеры, показывающие, что из-за недостаточной научной изученности Севера и его слабой освоенности здесь не решены и некоторые другие общие вопросы.

Еще в апреле 1972 г. на заседании Президиума АН СССР, где рассматривался вопрос «Об основных проблемах изучения биологических ресурсов суши Крайнего Севера», президент АН СССР М. В. Келдыш говорил о неотложности разработки общей стратегии освоения Севера[2]. В постановлении Президиума АН СССР подчеркивалась важность подготовки доклада-прогноза по проблемам использования и охраны воспроизводимых ресурсов Крайнего Севера.

Необходимость разработки оптимальной концепции освоения Севера, а также плана-прогноза рационального использования и охраны воспроизводимых ресурсов диктуется общностью исторических и природных условий Севера и чрезвычайной уязвимостью экосистем этого региона.

Стихийно-эмоциональные лозунги о покорении Севера, о его штурме, о белом безмолвии и загадочном ледяном сфинксе отошли в прошлое. Сейчас у нас много делается по линии рационального освоения ресурсов и охраны природы. И это естественно. Разработана система запретов на выбросы загрязняющих веществ. Но вместе с тем становится все более ясной и недостаточность этих мероприятий. Так, известный гидролог М. И. Львович отмечает, что к 2000 г., если ориентироваться на современные принципы использования и охраны водных ресурсов, безвозвратный расход воды на все виды водоснабжения увеличится почти в 5–15 раз при ежегодном сбросе свыше 6000 км3 сточных вод. Если даже все сточные воды перед сбросом в реки и водоемы в будущем будут подвергаться очистке, а качество ее повысится, то и тогда для их обезвреживания при шестикратном разбавлении (вместо 12-кратного в настоящее время) необходимо будет израсходовать весь речной сток земного шара. В некоторых районах чистых речных вод не хватит, чтобы разбавить сточные до нормы, необходимой для повторного промышленного использования, а при недостаточном разбавлении процесс самоочищения сточных вод утрачивает свою эффективность.

Такая же примерно ситуация складывается и с кислородом воздушного бассейна. Уже сейчас над многими промышленно-индустриальными районами и даже странами — США, Японией и др. — кислорода потребляется больше, чем его воспроизводится над этой же площадью. Только ветры, вследствие которых происходит смена воздушных масс, спасают положение.

Имеющиеся сейчас нормативы — предельно допустимые