Литвек - электронная библиотека >> Исса Александрович Плиев >> Военная история >> Во имя Родины >> страница 4
class="book">Этих дней не смолкнет слава… Фашистские войска, сосредоточив превосходящие по численности и технике силы, прорвали фронт и перешли в наступление в районе Среднего Дона. Они поставили своей целью быстрее выйти к излучине Дона, туда, где река делает большой изгиб и ближе всего подходит к Волге. Здесь гитлеровское командование намеревалось окружить наши войска, переправиться через Дон, с ходу захватить Волгоград, а затем, ведя наступление по Волге, отрезать от страны столицу пашей Родины и тем самым завершить войну в свою пользу.

Еще на дальних подступах к Волгограду днем и ночью шли ожесточенные бои. Степные просторы Дона явились свидетелем величайших подвигов советских людей.

Это был поистине героизм, равного которому не знали еще люди.

… Колонна танков из тридцати бронированных чудовищ, с тридцатью пушками и шестьюдесятью пулеметами шла на позицию, которую обороняли четыре гвардейца — Болото, Самойлов, Алейников и Беликов, вооруженные двумя противотанковыми ружьями и двумя винтовками. Казалось, нельзя устоять против такой лавины фашистов. Но четверка советских патриотов не дрогнула. Воины смело вступили в неравный бой.

— Горит! — радостно сообщил Алейников товарищам после первых же выстрелов.

В это время оглушительный взрыв потряс окрестность. Это взорвался другой фашистский танк.

Вскоре уже десять танков загорелось факелами. Значит, и остальные двадцать можно поджечь, не пропустить — решают бронебойщики и продолжают стоять насмерть. После того как было подбито еще пять танков, остальные повернули вспять.

Писатель К. Симонов писал об этом подвиге: «У Петра Болото крепкая, коренастая фигура, открытое лицо, с прищуренными, чуть с хитринкой, глазами. Вспоминая о бое, когда они подбили пятнадцать танков, он вдруг улыбается и говорит:

— Когда на меня первый танк шел, я уже думал, конец света наступил, ей-богу. А потом ближе танк подошел и загорелся, и уже вышел не мне, а ему конец. А между прочим, знаете, я за тот бой цигарок пять скрутил и скурил до конца. Ну, может, не до конца, — врать не буду, — но все-таки скрутил пять цигарок. В бою так: ружье отодвинешь и закуришь, когда время позволяет. Курить в бою можно, только промахиваться нельзя. А то промахнешься, уже больше не закуришь — вот какое дело…

Петр Болото улыбается широкой, спокойной улыбкой человека, уверенного в правоте взглядов на свою солдатскую жизнь — жизнь, в которой иногда можно отдохнуть и перекурить, но в которой нельзя промахнуться».

У Петра Болото и его боевых друзей нашлось немало достойных последователей. Вскоре Совинформбюро сообщило о новом подвиге воинов во главе с младшим лейтенантом Кочетковым. На их позицию двинулся батальон фашистов. Пять раз они бросались в атаки, но каждый раз откатывались, неся большие потери.

Сержант Хвостанцев оказался лицом к лицу с шестью гитлеровскими танками. Четыре из них метким огнем были подбиты, но два продолжали продвигаться вперед. Пятому танку сержант перебил гусеницу. Когда у Хвостанцева оставалась лишь одна граната, он бросился под гусеницы шестого танка. Раздался взрыв. Герой погиб, но и фашисты не прошли.

А подвиг тридцати трех бронебойщиков, которые вели бой у хутора Большой Россошки с батальоном врага из семидесяти танков! Гвардейцы сожгли двадцать семь танков и уничтожили сто пятьдесят гитлеровцев и ни одного вершка родной земли не сдали.

Ожесточенные бои происходили на равнинах Ставрополья и в предгорьях Западного Кавказа, на побережье Черного моря и в безводной Ногайской степи.

Для захвата Кавказа гитлеровское командование бросило несколько армий. Здесь было сосредоточено одиннадцать пехотных, три горнострелковые, пять танковых, четыре моторизованные и три кавалерийские дивизии. Всю эту армаду поддерживала авиация в составе более чем тысячи самолетов. Шли многодневные, тяжелые бои. Под натиском превосходящих сил врага советские войска отходили на заранее подготовленные рубежи. Отходили с боями, проявляя при этом изумительный героизм.

На одном из участков отход наших основных сил прикрывали огнем курсанты Новочеркасского кавалерийского училища. Почти десять дней они удерживали станцию Минеральные Воды и переправу через реку Куму. В одном из боев некоторые молодые кавалеристы дрогнули. В этот критический момент коммунист старший лейтенант И. Г. Батуров поднялся во весь рост и с криком: «За Родину, вперед!» пошел навстречу переднему танку. Ловко используя местность, он приблизился к нему и связкой гранат уничтожил.

— Комсомольцы, вперед! — раздался его клич.

Атака была остановлена. Фашисты, усилив подразделение танками и минометами, решили захватить мост через реку Куму. Но не тут-то было. Курсанты во главе со старшим лейтенантом Овчинниковым подбили три танка и отбросили врага.

9 августа 1942 года 40-й танковый корпус трижды атаковал позиции, обороняемые курсантами, но безуспешно. Враг не досчитался тысячи солдат и офицеров, много техники. В этих боях особенно отличились курсанты Сысоев и Свистунов, полковник Курбалидзе и майор Петров, лейтенанты Буденный и Овчинников. Все они были награждены орденами и медалями Союза ССР.

Характерно то, что даже в самые напряженные минуты боя среди курсантов постоянно велась партийнополитическая работа. Агитаторы проводили беседы, выпускали рукописные листовки. В подразделениях накоротке проводились собрания. Дух кавалеристов всегда был высок, стоек. Партийная организация пополнилась воинами, отличившимися в боях.

Подвиги. Их числу нет края и конца. Как-то сержант Белоусов увидел издали двух немцев. «А ну, — подумал он, — попробую свой глазомер». Прицелился, выстрел — и фашист рухнул на землю. И тут же прогремел второй выстрел — роковой для другого гитлеровца.

— О, да вы настоящий снайпер, — заметил командир роты.

Вскоре он вручил Белоусову подарок — снайперскую винтовку.

С тех пор сержант начал быстро увеличивать боевой счет. Михаилу Белоусову присвоили звание лейтенанта, а позже сослуживцы поздравили его с Золотой Звездой Героя!

… Не померкнет никогда
На всех фронтах Великой Отечественной войны шли упорные, кровопролитные бои, но особенно ожесточенными они были на подступах к Волге. Любой ценой гитлеровцы решили выйти к великой русской реке и овладеть твердыней на ее берегах. «Сталинград для нас имеет особое значение, — заявил Гитлер. — То, что мы против ожидания атаковали не на Центральном фронте… объясняется тем, что я хотел в определенном месте, у определенного города достигнуть Волги. Это гигантский путь, и мы хотим им располагать».

Стоит ли пояснять
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Вадим Зеланд - Пространство вариантов - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Васильевна Семенова - Знамение пути - читать в ЛитвекБестселлер - Элизабет Гилберт - Есть, молиться, любить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Валентинович Жвалевский - Время всегда хорошее - читать в ЛитвекБестселлер - Розамунда Пилчер - В канун Рождества - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в Литвек